Суббота, 17.11.2018, 18:11 | Приветствую Вас Гость

О Тэквондо

1. История возникновения Тэквондо

2. Исторические вехи Тэквондо

3. Керуги

4. Пумсэ

5. Хосинсуль

6. Добок. Традиции и происхождение

7. Къёк-па

1. История возникновения Тэквондо

Тэквондо - это вид корейского боевого искусства, который автономно развивался в течение более чем 2000 лет. Слово «тэквондо» буквально означает «искусство ноги и руки» (тэ - нога, квон - кулак, до - искусство). Оно включает удары ногами и руками, прыжки, блоки, уходы и уклоны. Это техника самозащиты и одновременно соревновательная система, завоевавшая благодаря своей технике высочайшего уровня международное признание. Поскольку техника тэквондо постоянно находится в развитии, это боевое искусство следует признать самым быстро развивающимся и самым продвинутым боевым искусством в мире. 
     История корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет. Древние рукописи и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в древней Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы. Но, если быть точными, то тэквондо оказывается одним из самых молодых видов боевых искусств. Только в 1955 году новое направление, созданное лучшими мастерами боевых искусств Южной Кореи, получило свое название "тэквондо", после чего начался его победный путь по спортивным аренам всего мира. 

     За короткий срок официально признанного существования ТКД обрело огромную популярность и на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире. Уже не секрет, что многие всемирно известные люди отдавали какое-то время изучению тэквондо. 

     Давным-давно на территории Корейского полуострова располагались три королевства: Когурё, Пэкчё и Силла (57 г. до н.э. - 668 г.). Они не только постоянно воевали между собой, но и отражали нападения внешних завоевателей из Китая и Монголии, поэтому совершенствование боевых стилей было для этих государств насущной необходимостью.

     Отличавшееся воинственностью Когурё имело прекрасно обученных солдат, которые применяли боевой стиль "сонбэ". Интересной особенностью вооружения этой армии были "боевые калоши" - тяжелые железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. Для использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что впоследствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств.
     По сравнению с суровыми воинами Когурё, жители Пэкчё были более миролюбивы, но и они имели свои секреты и свои методы воспитания бойцов, например, боевой стиль "субак".
     Королевство Силла поначалу было слабым, но созданная в нем военная школа "хваран" (в переводе с корейского - "цветущая молодежь") помогла воспитать прекрасных воинов. Дети аристократических семейств, составлявшие корпус хваранов, изучали традиции воинственных предков, овладение искусством поединка было для них делом чести. В состав корпуса хваранов отбирались юноши 14-15 лет из дворянских семей, которые проходили серьезную физическую и духовную подготовку, чтобы стать надежными защитниками родины и государя. Древние наскальные изображения пещерного храма Соккурам довольно хорошо передают характер поединков корейских воинов. Они проходили в весьма жестких условиях: на льду устраивались танцы с мечами, упражнения выполнялись и в проруби, чтобы испытать мужество и упорство участников. Корпус "хваран" быстро прославился по всей Корее и заслужил уважение даже у своих заклятых врагов. В кодекс чести "хваранов" входили следующие принципы: быть верным своему государю, быть послушным своим родителям, быть честным с друзьями, никогда не отступать в бою. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну и в течение двух с половиной веков процветать, не зная войн. В начале XX века, когда Корея находилась под властью Японии, мастерам корейских боевых искусств приходилось скрывать деятельность своих школ, зато широкое распространение получило каратэ - до. Разработки японских и окинавских учителей оказали определенное влияние на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). В свою очередь, осуществлялось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Ояма Масутацу, создатель одного из самых мощных стилей современного каратэ - до - Кёкусинкай, был по происхождению корейцем и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал корейские национальные системы тхэккён и чхарёк.
     В 1945 году Корея была освобождена от японской оккупации. Корейские боевые искусства вышли из подполья, и тут-то выяснилось, что, хотя какие-то техники сохранились, духовно-философская традиция была утрачена. Кроме того, начали вести занятия довольно большое количество корейцев, вернувшихся из Японии, где они учились, в том числе и воинским искусствам. Залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств, тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиции. В основном все сводилось к освоению голой техники. По окончании войны 1950-1953 годов в Корее существовало очень много школ, в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них была близка к субак или являлась адаптированным вариантом каратэ. До начала 60-х годов государство никак не вмешивалось в их деятельность. Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чон Хи. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единую систему единоборства, которая находилась бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли бы служить прикрытием для каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такая система явилась бы политическим орудием, символизирующим дух нации.
     В 1965 году корейское правительство попыталось объединить все школы в ассоциацию единого боевого искусства для создания «единого стиля». Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чой Хон Хи, занимавшийся ранее тхэккён и имевший черный пояс по каратэ. Новое искусство после долгих споров нарекли «тэквондо», хотя многие отдавали предпочтение названию «субак». Однако перевес оказался на стороне «тэквондо» потому, что буквально это слово означает «путь ноги и кулака», тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых искусств и являясь собирательным названием типа нашего «рукопашный бой», под которым можно понимать все что угодно.
     Первой была зарегистрирована 22 марта 1966 г. Международная федерация тэквондо ИТФ (International taekwondo federation - ITF). Чой Хон Хи возлагал большие надежды на единую систему единоборства и даже считал, что она может стать способом объединения страны. Однако в 1972 году он был вынужден эмигрировать в Канаду. Будучи руководителем уже созданной к этому времени Международной федерации ТКД, он перенес центр своей деятельности в Торонто.
     Но большинство школ и инструкторов не поддержало его, оставаясь верным сеульскому руководству, образовавшему 28 мая 1973 года Всемирную федерацию тэквондо ВТФ (World taekwondo federation - WTF), штаб квартира которой находится в Южной Корее в городе Сеуле и называется Куккивон.          Позже была организована самая молодая федерация - Глобальная Федерация ТКД (ГТФ). Её возглавляет мастер Пак Джун Тэ, бывший технический директор ИТФ. 
     Наибольшую популярность в мире на сегодняшний день имеет ВТФ, в связи с чем она смогла войти в программу олимпийских игр Сидней 2000 и стать олимпийским видом спорта.


2. Исторические вехи Тэквондо

Май 25, 1973 - Первый чемпионат мира по тэквондо в Сеуле, Корея.

Май 28, 1973 - Создание Всемирной Федерации Тэквондо (ВТФ).

Октябрь 18, 1974 - Первый чемпионат стран Азии по тэквондо в Сеуле, Корея.

Октябрь 5, 1975 - Всемирная Федерация Тэквондо стала официальным членом Генеральной Ассоциации Международной Федерации Спорта (GAISF).

Апрель 9, 1976 - Исполнительный комитет Международного спортивного совета вооруженных сил (GISM) признал тэквондо официальным видом спорта.

Июль 17, 1980 - Всемирная Федерация Тэквондо получила признание Международного Олимпийского Комитета (МОК) на 83-й Генеральной сессии в Москве.

Январь 15, 1981 - Всемирная Федерация Тэквондо стала официальным членом Международного Совета по спорту и физическому воспитанию (ICSSPE).

Июль 24, 1981 - Тэквондо стало одним из основных видов спорта на Первых всемирных играх в Санта Клара, Калифорния, США.

Февраль 5, 1982 - Тэквондо признано показательным видом спорта на Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году на заседании Исполнительного совета МОК.

Август 13, 1983 - Тэквондо признано официальным видом спорта на Панамериканских играх на Генеральной Ассамблее Панамериканской Спортивной Организации (ODEPA).

Декабрь 1, 1983 - Тэквондо признано официальным видом спорта на Всеафриканских играх на 10-й Генеральной Ассамблее Верховного Совета Африки (SCSA).

Декабрь 30, 1983 - Всемирная Федерация Тэквондо стала членом Международной Организации по Спорту и Туризму (IAKS).

Сентябрь 28, 1984 - Тэквондо признано официальным видом спорта Олимпийским Советом Азии (OCA).

Июнь, 1985 - Тэквондо официально признано показательным видом спорта на Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году на 90-й сессии Исполнительного совета МОК в Берлине.

Июль 3, 1986 - Первый чемпионат за Кубок мира по тэквондо в Колорадо Спрингз, США.

Апрель 4, 1986 - Тэквондо признано официальным видом спорта на играх стран Южной Америки.

Май 14, 1986 - Всемирная Федерация Тэквондо стала членом Международной Университетской Федерации Спорта (FISU).

Сентябрь 30, 1986
- Тэквондо включено в программу 10-х Игр стран Азии в качестве официального вида спорта в Сеуле.

Ноябрь 29, 1986 - Первый Чемпионат мира по тэквондо среди университетских команд в Калифорнии, США.

Январь 9, 1987
- Тэквондо признано официальным видом спорта на играх стран Юго-Восточной Азии.

Август 9, 1987 - Тэквондо включено в качестве официального вида спорта в программу Десятых Панамериканских игр в Индианаполисе, собравших 26 стран.

Октябрь 7, 1987 - Первый Чемпионат мира по тэквондо среди женщин в Барселоне, Испания.

Декабрь 15, 1987 - Тэквондо признано официальным видом спорта на играх стран южного побережья Тихого океана.

Сентябрь 17, 1988
- Тэквондо в качестве показательного вида спорта было представлено на 24-х Олимпийских играх в Сеуле.

Апрель 6, 1989 - Тэквондо включено в программу 25-х Олимпийских игр в Барселоне в качестве показательного вида спорта.

Апрель 22, 1992 - Олимпийским Комитетом Азии тэквондо признано официальным видом спорта на Играх стран Азии в 1994 году.

Ноябрь 5, 1993 - Первый Чемпионат Европы по тэквондо (пумсе), Тироль, Австрия.

Январь 28, 1994 - Одиннадцатый Чемпионат Стран Азии по тэквондо, Манила, Филиппины.

Июль 21, 1994 - Кубок Мира по тэквондо, Ямайка.

Июль 27, 1994 - Третьи Игры Доброй Воли, Санкт-Петербург, Россия.

Сентябрь 30, 1994 - Девятый Панамериканский Чемпионат по тэквондо, Коста-Рика.

Октябрь 3, 1994 - Двенадцатые Азиатские Игры, Хиросима, Япония.

Март 12, 1995 - Двенадцатые Панамериканские Игры, Аргентина.

Май 6, 1995 - Олимпийский Фестиваль по тэквондо, Рим, Италия.

Май 12, 1995 - Кубок Европы, Греция.

3. Керуги

     Это бой по правилам, дающий возможность максимально использовать богатый арсенал ударов, продемонстрировать уровень своей техники, стойкость и выносливость, что впоследствии может не раз пригодиться в самых различных жизненных ситуациях, не обязательно связанных с дракой.


     Керуги - основа спортивного тэквондо в настоящее время, и именно по этому направлению тэквондо было определено как олимпийский вид спорта. Высокий уровень соревнующихся предполагает не только наличие боевого духа, отточенного годами упорных тренировок, но и соответствующий уровень нравственного развития.


     Керуги — это практическая отработка техники самозащиты. Ученик использует все аспекты боевого искусства: сознательно-волевые, физические и технические — против силы и навыков противника. Для победы в поединке нужны быстрые рефлексы, решительность, здравый смысл, точное время реагирования, владение разнообразной техникой, хорошая концентрация на цели, чувство дистанции, хорошее равновесие, контроль движений и настойчивость. В поединке тэквондо используются движения защиты и нападения, осваиваемые при изучении форм — Пумсэ: базовые удары ногами, комбинации ударов ногами, блоки, удары рукой, шаги в сторону и назад, скользящие шаги, комбинации шагов и обманные движения.


     Можно выделить три категории применения поединка: реальные ситуации, показательные выступления и соревнования. При практическом применении в ситуации, требующей самозащиты, основное значение имеет технический аспект искусства. Здесь нет правил и реально стоит вопрос жизни и смерти. В такой ситуации те, кто занимается тэквондо, должны руководствоваться здравым смыслом и использовать силу лишь настолько, насколько это необходимо для нейтрализации нападающего. Используемая в разумных пределах сила должна быть приложена к жизненно важным точкам тела нападающего.


     При работе на тренировках, спортсмен учится преодолевать свой страх или панику, которые могут появиться в реальной ситуации. Тренировка развивает рефлексы, концентрацию, скорость и самоконтроль, необходимые для эффективной самозащиты в реальной ситуации. Развивая на занятиях дисциплину и самоконтроль, ученик получает возможность найти выход из опасной ситуации и потом не жалеть о том, что сделано.


     В керуги на показательных выступлениях ученик выполняет технические действия определенной последовательности, согласно установленным правилам и работая с партнером с определенными ограничениями, поскольку здесь это не настоящий нападающий, угрожающий жизни. Красивые и мощные атаки и контратаки должны показать разнообразные блоки, удары руками и ногами и комбинационную технику. Физическая мощь должна сочетаться с концентрацией, самодисциплиной, точной фокусировкой и точным временем реагирования. Самоконтроль и быстрые рефлексы здесь важны скорее не для победы, а для предотвращения травм.


     В поединке на соревнованиях противники следуют официальным правилам, в том числе относительно разрешенных и запрещенных зон нанесения ударов, разрешенных и запрещенных ударов в определенную зону. Перед каждым поединком участникам напоминают о разрешенных и запрещенных ударах, а также о времени схватки, после которого производится подсчет очков. Для победы необходимы хорошие рефлексы, решительность, скорость, здравый смысл и чувство дистанции.

4. Пумсэ

     С самого начала истории боевых искусств многократное повторение технических действий было основным методом обучения, позволяющим закрепить технику в памяти, объединяя тело и разум ученика.

     Формальные комплексы – это определенные последовательности движений защиты и нападения. Они включают основные базовые стойки, блоки, удары руками и ногами. Работа над формальными комплексами позволяет развить хорошие рефлексы для спарринга. Иными словами, формальные комплексы – это основа подготовки к спаррингу.

     Пумсэ представляет собой набор движений с выполнением различных действий руками и ногами против воображаемого соперника. Практикуя пумсэ, Вы приобретаете технику, которая может использоваться в реальных ситуациях. Также это позволяет Вам лучше прочувствовать свое тело, что благотворно скажется на способности контролировать свое тело. Пумсэ состоит из многих движений, каждое из которых гармонично переходит в другое. Основные элементы - блоки, толчки, удары ногами, удары кулаком и тычки. Все это выполняется в пумсэ по отношению к воображаемой цели.

     Отработка форм позволяет постепенно включать в свой репертуар новую технику, постоянно напоминая о базовых элементах - основе всех форм. Поскольку каждый следующий комплекс сложнее предыдущего, возникает необходимость тренировать свою память, стараться не забыть выученные ранее формы и заниматься более старательно. Чем больше формальных комплексов Вы знаете, тем лучше Ваша физическая подготовка и выносливость.

     Следует напомнить, что духовное развитие не менее важно, чем физическое. С помощью физических и дыхательных упражнений мы постигаем суть и методы самоконтроля, которые позволяют нам использовать при выполнении техники силу и возможности своего тела, сохраняя при этом спокойствие и терпение. Еще одна цель многократного повторения формальных комплексов - это движение к собственному духовному просветлению, т.е. к достижению полного понимания собственной личности. Если еще учесть физическую концентрацию силы, развитие духовных качеств в процессе изучения и отработки форм способно дать Вам новое более полное понимание не только вопросов тактики спарринга или самозащиты, но и своих личных проблем.

     Поэтому выполнение формального комплекса можно рассматривать как вид медитации - медитацию в движении. Результатом многократного повторения формальных комплексов обязательно будет сильное, хорошо подготовленное тело, спокойный гармоничный разум и уверенный дух.

     Помните, что для эффективного изучения форм надо понимать идею и возможности практического применения каждого движения. Работа с воображаемым противником требует такой точности каждого движения, как если бы решался вопрос жизни и смерти.

     Для учеников, еще не получивших черный пояс, существуют 2 группы формальных комплекса: Тэгук (8 форм) и Полги (8 форм).

     Комплексы Тэгук составляют основу базовой техники тхэквондо. В этих комплексах отражены глубокие идеи восточной философии и полученные на их основе представления о мире, космосе жизни. "Тэ" в слове Тэгук означает "огормность", "гук" – вечность. Поэтому у Тэгук нет ни формы, ни начала ни конца. Можно сказать, что из Тэгук происходит все и что в Тэгук заложена основа всего. Каждый комплекс Тэгук соответствует одному из философских символов и должен выполняться с соответствующей идеей.

5. Хосинсуль

     По всем спортивным стилям восточных единоборств, проводятся соревнования по установленным правилам. Правила соревнований регламентируют определённый набор разрешённых технических действий. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму травматичность спортсменов, и ограничить их от серьёзных травм, при использовании такой сокрушительной техники как, например, Тхэквондо. Но так как между спортивным поединком и реальным "уличным" столкновением существует достаточно большое различие, то ограничивать практику единоборства только изучением приёмов,  разрешённых к использованию в соревнованиях было бы неправильно. Для стирания пробела между соревновательной и прикладной техникой и существует раздел Хосинсул.

     Техника этого раздела не регламентируется правилами соревнований. По причине того, что основной целью этого раздела является обучение человека применять весь спектр прикладной техники ТКД и максимально адаптировать её к реальным условиям.

     Хосинсул – это система самозащиты, которая включает в себя весь спектр технических действий которые применимы не только в спортивных состязаниях, но и в реальной боевой ситуации.

     Хосинсул - как самостоятельный раздел ТКД - объединяет в себе всевозможные удары по всем уровням, броски, болевые удержания и болевой контроль, а так же работу с прикладными видами оружия. Этот раздел помогает выработать у человека навыки применять технику ТКД не только в стандартных спортивных поединках, но и одновременно в реальных условиях.

6. Добок. Традиции и происхождение


     В начале обучения тхэквондо спортсмен знакомится с формой одежды "добок" и изучает этикет, который преподает ему тренер. Добок - специальная одежда для обучения, в которой дух Кореи и столетних традиции.

     Добок состоит из брюк, верхнего предмета одежды и пояса, добок подобен национальной Корейской одежде. Происхождение добка неизвестно. Имеются, однако, отдаленные записи показывающие использование костюмов в еще периоде королевств Когурё, Пэкчё и Силла (см. историю). В ранних Китайских хрониках встречаются записи следущего содержания: "люди в королевстве Когурё носят белые костюмы с черными шелковыми поясами вокруг талии."

     Предполагается, что эти белые костюмы могли быть повседневной одеждой. Также считается, что длинный верхний предмет одежды и брюки, состоял из той же самой ткани, что и найденная в захоронениях трех королевств.

     Добок, представляющий собой подобие традиционной Корейской одежды олицетворяет собой союз геометрических фигур: круг, прямоугольник и треугольник. Линия талии - круглая форма, прямоугольник - штанины и треугольная область бедра. Верхний предмет одежды сделан согласно тому же самому способу.

     Добок, который сильно отличается от обычной одежды, несет дух традиций это аргументирует его ношение и стимулирует к более серьезному подходу во время занятий тхэквондо.

     Круг обозначает небеса, прямоугольник землю и треугольник человека. Три символа - основание всеобщей гармонии. Традиционные Корейские костюмы основаны тех же трех символах.

     Согласно Инь и Янь концепции человек - малая общность всеобщего бытия, брюки являются Инь - землей, верхний предмет одежды символизирует Янь - небеса, пояс символизирует самого человека.

     Добок и пояс не имеют четких ограничивающих линий, однако они образуют единую сущность, весьма трудно представить тобок как результат дизайнерсокй находки одного человека. В начале тобок был сделан только в белом цвете. В 1970 произошло разделение однородного черного цвета для V-образного выреза на взрослый и юношеский варианты. Детский вариант имеет имеет красно - черные полосы в отличие от взрослого с однородной черной полосой.

     Белый цвет добка означает общность с окружающим миром и духовным совершенством. Согласно корейской философской традиции, всеобщее начало символизируется белым цветом.

     Причина появления V-образного выреза состоит в том, что необходимо было устранить неудобство традиционной корейской одежды с неким подобием шарфа на шее, который бы ослаблялся во время занятий тхэквондо и мешал сосредоточенности спортсменов. V-образный вырез опрятнее и более удобен в носке.

     Добок - не только костюм для ежедневных занятий тхэквондо, но также и форма для участия в официальных соревнованиях всех уровней, включая Олимпийские Игры. Добок символизирует чистоту намерений, традиционность, почитание и знание этикета тхэквондо.

7. Къёк-па

     Это показатель силы и контроля удара, вырабатываемых на занятиях боевыми искусствами. Это показатель способности направленно приложить свою волю, положительную энергию и физическую силу к определенному участку разбиваемого предмета. Разбивание не основная цель искусства, но оно тем не менее остается одним из наиболее интересных, зрелищных и захватывающих аспектов Тхэквондо.

     В Тэквондо уровень ученика можно определить по цвету его пояса. С каждым следующим поясом ученик достигает нового уровня умственной и физической энергии, концентрации и расслабления и может все более эффективно использовать это для разбивания предметов. Ученик, только начинающий заниматься, носит белый пояс, соответствующий уровню новичка. Затем по мере прогресса ученик получает желтый пояс, далее зеленый, синий, красный, коричневый, и, наконец, черный пояс, который по уровню выше всех цветных. Черный пояс показывает, что ученик овладел всеми основами искусства и готов к изучению сложной техники Тэквондо высокого уровня.

     Уровень обладателей черного пояса в Тэквондо возрастает от 1-го к 9-му дану. Чтобы достичь наиболее высоких уровней, нужны годы тяжелой упорной работы под руководством опытных учителей. По мере повышения уровня и получения новых поясов постепенно возрастают физическая сила, воля, уверенность в себе и самоконтроль ученика. Возрастает также его способность расслабляться и концентрироваться, то есть улучшаются качества, необходимые для совершенствования техники и ее успешной демонстрации. Визуальное подтверждение прогресса ученика — его успехи в разбивании предметов. Ясно, что на живом человеке нельзя показывать технику разбивания. Вместо этого Мастера и ученики демонстрируют свою силу и технику на деревянных досках, кирпичах, цементных блоках, камнях и иногда даже на литых железных брусках. Разбивание способствует развитию индивидуальных скоростных силовых качеств. Оно помогает ученику оценить свои успехи и сравнить их с достижениями других. Учитель тоже может наглядно оценить успехи своих учеников. При разбивании исполнитель (не важно — Мастер или ученик) должен собрать всю свою умственную и физическую силу, чтобы нанести нужный удар с сильной и точной концентрацией. Концентрация и фокусировка усилий — основополагающие факторы для успешного разбивания предметов без получения травм. Этого можно достичь, только, если ученик способен полностью расслабиться перед ударом и во время него. Напряжение появляется только на долю секунды в момент контакта с целью. Точная концентрация достигается длительными тренировками. Поэтому важно выбрать хорошего учителя, который сможет помочь вам освоить технику и понять условия успешного пазбивания предмета. Помимо сознательно-волевого аспекта разбивания, важное значение имеют правильное положение и правильное движение. Правильное положение — это правильная стойка, дистанция и угол удара. Правильное движение — это правильная работа корпуса, включающая перенос веса тела и движение разных частей тела с целью развития максимальной силы.






Наверх
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наши Партнёры